А это второе и последнее, написанное 24.06.2014.
Если Вас не затруднит, не могли бы Вы более подробно остановиться на первых двух группах населения? Есть ли среди них активисты? Представители силовых ведомств и сотрудники гос. и муниципальных управленческих структур, поддерживающие Киев?
Как Вы оцениваете ситуацию в Северодонецке? Какие проблемы видите, что можно было бы предпринять для их разрешения?
Касательно ситуации с промышленностью и финансовыми отчислениями - видите ли Вы выход из сложившейся ситуации, что можно предпринять за счёт местных ресурсов? Есть ли людские ресурсы для организации фин.-эк. работы?
1. Экономическая ситуация.
1.1. Общий обзор.
Прежде чем перейти к ситуации в регионе ЛНР хочу рассмотреть более важный вопрос: «При каких условиях ЛНР и ДНР могут существовать в принципе».
Для ответа на этот вопрос следует понимать, что если в случае Крыма власти РФ готовы иметь дотационный регион в обмен на военный плацдарм, контролирующий как минимум зону Причерноморья, то для ЛНР и ДНР подобное развитие событий не возможно. Мало того данные области в принципе могут стать «щитом и опорой» РФ на западном направлении. Но для осуществления подобного сценария необходимо выполнить ряд условий:
- Коммуникации и транспорт. Даже в случае военной победы данные области оказываются в «транспортном мешке». Все основные дороги (особенно это касается ж.д.) проходят через Харьковскую Днепропетровскую, Запорожскую и Херсонскую области.
- Вода. Снабжение Донецкой агломерации водой обеспечивается днепровской водой по каналу Днепр-Северский Донец из Днепропетровской области. Подача воды обеспечивается станциями 1-го и 2-го подъема, расположенными в Днепропетровской области. Без водоснабжения по этому каналу промышленность Донецкой области кроме заводов Мариуполя обречена.
- Электроэнергия. Генерация в Донецкой и Луганской области осуществляется на тепловых электростанциях, которые фактически дотируются за счет атомной энергетики и частично гидроэлектростанций. Сюда же завязан вопрос с рентабельностью угольных шахт.
- Руда. Работа металлургических заводов Донецкой и Луганской областей зависит от поставок рудного сырья с ГОКов Днепропетровской области. Балансирующие на грани рентабельности металлургические заводы не смогут устоять, если ГОКи окажутся за границей.
Из вышесказанного очевидно, что вопросом жизни и смерти для ЛНР и ДНР является создание государственного образования, включающего в себя: Харьковскую, Донецкую, Луганскую, Запорожскую, Днепропетровскую и, как минимум, часть Херсонской области для обеспечения транспортного коридора в Крым.
В принципе идеальным, с точки зрения экономики, было бы включение Херсонской, Николаевской и Одесской областей.
Однако даже в случае создания подобного государственного образования (далее Новороссия) в любой форме не обеспечивает возможностей для полноценного развития, да и выживания в достаточно долгосрочной перспективе.
Следующие вопросы требующие обязательного решения:
- признание Новороссии субъектом междунароного права. В противном случае промышленность региона, завязанная на экспорт будет парализованна.
- обеспечение со стороны РФ льготной цены на природный газ, на уровне или чуть выше внутрироссийского.
- вхождение Новороссии в Таможенный союз с общей границей.
- вхождение Новороссии в рублевую зону.
- объединение энергосистем Новороссии и РФ
Все перечисленные пункты требуют от РФ достаточно серьезных затрат. Однако при правильном управлении и устойчивом развитии региона обеспечат РФ серьезные стратегические преимущества в следующих областях:
- укрепление рубля и банковской системы РФ в целом.
- укрепление на рынках черной металлургии, железной руды, минеральных удобрений и хим. продуктов, зерновом и продовольственном рынке. По мировому рынку зерна особое значение приобретают порты Николаева и Одессы позволяющие контролировать рынок зерна центральных областей Украины.
- решение вопроса снабжения Крыма. В противном случае Крым останется «осажденной крепостю» падение которой – вопрос времени.
- обеспечение туристического потока в Крым.
1.2. Экономика Луганского региона.
В принципе Луганская область имеет ряд преимуществ перед Донецкой.
Донецкая область очень сильно завязана на металлургию, переживающую не лучшие времена, текущая мировая конъюнктура позволит в лучшем случае балансировать на грани рентабельности. Мало того металлургия тянет за собой угольную и коксохимическую отрасли.
Луганская область имеет реальные возможности стать одним из локомотивов тянущих экономику Новороссии за счет:
- химической промышленности («Северодонецкий Азот», Рубежанский завод «Заря», Лисичанский НПЗ.)
- энергетика
- сельское хозяйство
- пищевая промышленность
- машиностроение.
1.2.1.1. «Северодонецкий Азот». В настоящий момент наиболее работоспособное предприятие химической промышленности области. Для устойчивой работы необходимо решить вопрос с ценой на природный газ и желательно с платежеспособностью сельхозпредприятий Новороссии. Устойчивый сбыт мин.удобрений на территории Новороссии позволит обеспечить ритмичную работу (а следовательно высокий уровень рентабельности) в условиях сильных колебаний цен и спроса на мин. удобрения на мировом рынке.
1.2.1.2. Рубежанский завод «Заря», основное направление – производство промышленных взрывчатых веществ. Критичен вопрос международного признания Новороссии, так как значительная часть продукции экспортируется в США и Канаду.
1.2.1.3. Лисичанский НПЗ. В настоящее время простаивает. Вопрос запуска упирается в то, насколько данное предприятие интересно нефтяным компаниям РФ. Требуются значительные инвестиции для модернизации производства, решение вопроса по поставкам нефти по льготным ценам, решение вопроса сбыта на мировых рынках.
1.2.1.4. Энергетика.
Луганская ТЭС. Имеет маневровые мощности позволяющие компенсировать пиковые нагрузки в энергосистеме. Для обеспечения стабильной работы требуется решение вопросов цены на электроэнергию, уголь.
Распределительные энергетические сети. В настоящее время под контролем ДТЭК (структура Ахметова).
1.2.1.5. Сельское хозяйство. При наличии инвестиций способно обеспечить спрос на минеральные удобрения («Северодонецкий Азот»), ГСМ Лисичанский НПЗ. На выходе – с/х продукция для загрузки местной пищевой промышленности.
1.2.1.6. Машиностоение. В настоящее время находится в тяжелом положении, возможно востановление производства при включении в состав российских машиностроительных холдингов (в первую очередь ж/д транспорт) и инвестиций с их стороны.
В заключение.
Для всех вышеописанных отраслей кроме перечисленного есть общая проблема: решения вопросов с собственниками. Без этого все внешнеэкономические связи будут блокированы. Отсюда, кстати и шараханья с вопросами национализации. Т.е. национализация необходима, т.к. существующие собственники не способны реализовать стратегию устойчивого развития предприятий (за редким исключением). Для решения этого вопроса необходима достаточно тонкая работа. Однако учитывая, что абсолютное большинство предприятий были получены в собственность преступным путем, данный вопрос решаем.
1.3. Функционирование органов власти и иных государственных структур.
Не смотря на фактическое ведение боевых действий структуры власти сохраняют устойчивость на системном уровне. На данном этапе вполне достаточно ряда мер уголовно-дисциплинарного характера в отношении наиболее коррумпированных либо поддерживающих киевские власти (причем зачастую это одни и те же люди) для обеспечения нормального функционирования структур государства. И только после того как экономика региона начнет устойчиво функционировать, возможны серьезные изменения законодательства. Попытка резко поменять законодательное поле (в том числе декларации о переходе на законодательство РФ) приведут к коллапсу системы государственного управления и экономическому крах. Мало того убежден, что законодательство Новороссии не может механически копировать законодательстово РФ. Унификация по ряду направлений – необходима.
1.4. По вопросу с активными сторонниками украинского национализма. Группа не слишком значительная, но на ее базе возможно развертывание диверсионно-подрывной деятельности. Поэтому потребуются серьезные меры полицейского характера.
1.5. «Пассивные сторонники» единой Украины. Основной механизм «размыващий» данную группу – создание нормальной правовой и экономической ситуации в регионе.
1.6. Чиновники. Большинство чиновников и людей из властных структур готовы служить любой власти. Единственно что требуется о власти – обеспечение реального соблюдения законности. Понятно, что победа над коррупцией не возможна. Но установление четких «границ» вполне. Рассказы, что если чиновники не будут воровать, то не будут работать опровергаются опытом Белороуссии. Тем более что в обществе есть огромный социальный заказ на наведение законности и порядка в этом вопросе.
1.7. В продолжении предыдущего пункта. В регионе Лисичанск – Северодонецк реально удалось прижать вопрос наркоторговли и игрового бизнеса. Мозговым был поставлен ультиматум наркоторговцам и владельцам игорного бизнеса или сворачивать деятельность или покинуть регион срок 3 дня. На прошлой неделе трое наркоторговцев продолжавших свою деятельность были расстреляны. Теперь наркоманы вынуждены ездить на территории контролируемые украинской армией для покупки наркотиков. По ситуации в Луганской области вот независимые свидетельства
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]Кстати Горловку спешно покинули цыгане, основной бизнес – золото, наркотики.
1.8. По вопросу управленческих кадров. Самый больной вопрос. Существующие кадры могут обеспечить функционирование системы. Но поиск эффективных управленцев для всех сфер деятельности наиболее трудно решаемый вопрос. Собственно Крым показал, что основной проблемой для РФ является дефицит людей реально способных управлять, а не создавать видимость управления. Это касается и государственного и частного сектора. Западные системы управления демонстрируют свою полную несостоятельность и неэффективность в местных условиях.